Пост N: 559
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг:
5
Отправлено: 11.01.11 21:15. Заголовок: Наконец хоть кто-то ..
Наконец хоть кто-то написал об истории своего села! Спасибо. Хорошее, познавательное и интересное воспоминание. Кстати, примерно в 1953-54г. я видел небольшой караван верблюдов с казахами, который пересек Асекеевский ж/д переезд и направился дальше в сторону Султангулово или Заглядино... п.с. Наверное я переведу этот рассказ на русский и размещу его на сайте, в разделе "История". п.п.с. Котлымәт - это современное Кутуево?
Перевел... Просьба к тем, кто может перевести лучше, сделать исправления, коррективы, замечания по переводу. После всех исправлений выложу на сайт.
Воспоминания, связанные с историей с Мукменево (Тамьян). Саит Гимадеев. В начале 1968 года, уже после Новогодних праздников, мы с шофером Мугиновым Гали абый отправились по колхозным делам в Оренбург, поехали через Бугуруслан, Бузулук. Дни были довольно холодные, но стояла ясная погода, снежных буранов не было. Закончив все дела в Оренбурге, решили возвращаться более коротким путем, через Шарлык. Уже в пути, через некоторое время началась поземка, а затем пошел сильный снег, начался буран. С грехом попалам, к часам десяти вечера добрались до села Котлымет (село Старокутлумбетово, находится между Матвеевкой и Пономаревкой). Слева и справа вдоль улицы стояло много застрявших в снегу машин. Постучались в дверь одного из домов. Хозяева дома, дедушка и бабушка, приветливо пригласили нас в дом. Через некоторое время позвали нас поужинать. Гали абы выставил, принесенную им поллитровку "беленькой". Увидев ее, дед говорит: "Эту штуку уберите, вынесите в сени, утром с собой заберете. Сейчас поеште горячее, а потом чай с медом попьем." Перечить хозяину не стали. Спустя некоторое время дед стал нас расспрашивать с каких мы краев, откуда. Наш ответ, что мы из Мукменева, похоже, ему ничего не пояснил, название такого села он не знал. "А не из Асекеевского ли вы райна? Ваш говор такой же, как говорят татары из тех мест." Мы подтвердили ему, что, действительно, оттуда, а село наше в народе называют Тамьян. Не успели мы это сказать, как старик тут же оживился: "Что же вы мне сразу не сказали!?" И тут же он начал без остановки говорить и говорить, стал вспоминать свои детские годы. Бабушка пыталась его остановить, но он не переставал. Стал вспоминать стариков из Тамьяна, которых мы даже не знали. Нам это было очень интересно, стоило ему остановиться, мы ему задавали различные вопросы. Дедушке, на наш взгляд, было лет 80-85. Вот что он рассказал: Когда я был еще ребенком, мы с отцом и его братьями каждый год ездили на ярмарку (базар) в Тамьян. Ярмарка распологалась на ровном месте. По периметру базар был окружен рвом (канавой), а поблизости росли деревья и, помню, листья этих деревьев были покрыты пылью. Недалеко от ярмрарки находилась кузница. Помню, что мы заезжали туда и ремонтировали телеги (арбу), колеса телег. Люди из разных краев, подвода за подводой стекались сюда. Те, кто побогаче, приезжали на тарантасах, запряженных рысаками. Остальные приезжали на больших телегах (арбах), наполненных различным товаром. Рядом с территорией ярмарки находилось несколько жилых домов, знакомые отца жили как раз поблизости и мы всегда останавливались у них. Когда мы ездили на эту ярмарку и, когда возвращались обратно, нам приходилось ночевали в дороге. Везли мы на базар различный скот, зерно, муку. А оттуда привозили хороших коней, керосин, керосиновые лампы и другие нужные в хозяйстве товары. В поездку на эту ярмарку вместе с нами увязывались и 2-3 подводы русских. И, таким образом, когда мы проезжали русские деревни, местные жители нас не трогали, и наобарот, проезжая татарские деревни, русские так же были в безопасности. Каждое лето мы 2-3 раза ездили на ярмарку в Тамьян, так как мой отец и его родные занимались куплей-продажей лошадей. На ярмарке жеребят можно было купить сравнительно дешево, а у нас, ближе к Оренбургу, кони стоили значительно дороже. Поездку на ярмарку я всегда ждал с нетерьпеньем, там мне покупали сладости, вкусную еду. Там я встречал своих сверстников, красиво и нарядно одетых, с некоторыми из которых я знакомился и заводил дружбу. На ярмарке были люди, которые играли на кобызе, гармони. Самыми счастливым и радостным днями для меня были дни, проведенные на этой ярмарке. В это время там устраивались и театральные представления. Это был праздник. Тамьян казался мне замечательным и большим городом, хотя в настоящем городе я тогда никогда не бывал. На эту ярмарку приезжали и из Бугуруслана, а Бугуруслан тогда считался городом. На ярмарку частенько приезжали и казахи на своих верблюдах. Когда жители Тамьяна ездили по своим делам в Оренбург и его окресности, и при возвращении оттуда, они тоже заезжали к нам. Они (тамьянцы) также ездили к каким-то своим родственникам в Башкирские края. Видимо наш Котлымет находился не очень далеко от их родственников. И из Башкирских краев к ним тоже часто приезжали. Говор у тех и других (из Башкирского края и тамьянцев) был одинаков. Хотя от нашего говора (котлыметцев) немного оличался. "Мы - тамьянские татары" - с гордостью говорили они. (примечание: похоже, и в те времена село Мукменево в народе называли Тамьян.)
Котлымәт-это село Старокутлумбетово,находится между Матвеевкой и Пономаревкой по Федеральной автодороге Казань-Оренбург.Спасибо,перевод замечательный ,только не кумыз, а кубыз( муз.инструмент).Еще,в последнем предложении: после слова похоже,после запятой надо бы написать и . Если это можно,исправьте пожалуйста!
В другом словаре нашел 2 значения слова кубыз: 1) комуз (татарский губной музыкальный инструмент) 2) кобыз (старинный смычковой инструмент с двумя волосяными струнами) Так что Саид, наверное, ты правильно меня поправил. Видимо, все же кобыз
Отправлено: 15.01.11 15:17. Заголовок: Село Старокутлумбеть..
Село Старокутлумбетьево Матвеевского района отметило в 2099 году 265 летие. А насчет базара в Тамьяне и моя мама (Галия Фаттаховна Гимадеева) говорила, что ее отец Фаттах бабай тоже упоминал о базаре. Сам же бабай тоже занимался торговлей и первым в Тамьян привез самовар и керосиновую лампу.
Отправлено: 16.01.11 09:18. Заголовок: Если Гимадеев Саид..
Если Гимадеев Саид САДЫКОВИЧ - то родственник. Я не верю, что Тамьян и Иске Мекмин авылы - это разные села. Я против "башкиризации" истории наших сел. "Тамьян" это не только башкирские племена, но и, к примеру, однокоренное слову Тамань - Таманский полуостров "3. ТАМЬЯН И ДУРТСУ. Тамья (Тамьян) Бурун отделяется от остальной части Саксина морем и рекой Куман или Кубан и также может считаться островом. За рекой Кубан начинаются уже Сакланские горы...Наиболее известными городами тамьянского берега Урус Булака являются Камыр Булак, Эчке Болгар или Иске Банджа, Урус Булак и Тамья-Тархан... (http://s155239215.onlinehome.us/turkic/10_History/Djagfar_Tarihi/Volume3/DjagfarTarihiV3P2Ru.htm). Мне говорили, что "Тамьяном" называли медресе в этом селе. А что касается исчезновения, то в Асекеевском районе было село Поповка. Я в конце семидесятых еще застал последнего жителя это села, заведующего почтой Ершова Александра Сергеевича. Он рассказывал, что в Поповке проводилась большая ярмарка и проводили знаменитые лошадиные бега, на которые приезжали даже из центральных регионов России. А потом, в советское время село стало бесперспективным и было расселено. Что касается Старомукменева, то очень долгие годы 1960-80 оно находилось под угрозой затопления. Здесь, по пойме Кинеля и Ирауз, хотели соорудить огромное водохранилище, наподобие Ириклинского.Проводили пректирование. Потому в селе не разрешали строить новую школу, колхозные квартиры ит.д. Мол, все равно часть села уйдет под воду. Но перестройка навсегда похоронила эти идеи. Тем не менее, это сказалось на развитии села.
Отправлено: 18.01.11 13:30. Заголовок: Тамьян и Старомукмен..
Тамьян и Старомукменево,конечно же разные населенные пункты. Уменя еще есть несколько воспоминаний аксакалов нашего и других сел района,в том числе и Фәттах бабая. Я в своем селе учился,работал,ежедневно общался с односельчанами и не только.Уехал из Асекеевского района в Татарстан в 1984 году(тогда было мне 38 лет) на работу по приглашению,но связи с Родиной никогда не терял. Если можно, свои записи попозже пришлю.
Саид, оказывается ты старше меня на 4 года. А я думал, что я тут самый "старый" )) Присылай, конечно. Обязательно. Такие воспоминания очень нужны и необходимо их сохранить. К сожалению, подобных воспоминаний немного и о них мало кто знает. Можешь прислать их мне по электр. почте. А я их выложу на сайт в раздел "История" для общего доступа.
Я как-то общался по е-майл с парнем из Самары, который говорил, что у него есть рассказ (напечатанный на пишущей машинке) об истории с. Зорькино и об Асекеевском районе. Тоже написанный давно, кем-то из старожилов. Мы даже договорились с ним, что он мне на время даст эти материалы, но потом он, к сожалению, пропал...
Отправлено: 04.03.11 19:58. Заголовок: Хаерле кич! В Башкир..
Хаерле кич! В Башкирии в Мелеузовском районе находится с. Тамьян. Географически оно находится между Старокутлумбетьево (Котлымят аулы) и Мукменево. Старокутлумбетьево находится практически по середине меж этих сел. Может быть мукменевцев называли тамьнцами, потому что они имели родственные связи с последними, уж если они так часто ездили друг к другу? Говор татар Асекеевского района отличается от Матвеевского. Но в Котлумбетьево и других татарских селах Матвеевского района говорят на том говоре, что и татары живущие в соседнем Татарстане, т.к. жители Котлумбетьева являются потомками татар переселенных их Казанской губернии в XVIII веке для освоения Оренбургского края и обслуживания Ново-московской дороги (из Оренбурга в Казань) Это так называемые "чумаданные" татары. Через каждые примерно 30 км до Оренбурга находится татарская деревня (Ст.-котлумбетьево, Наурузово, Дюсьметьево и т.д.) Но вот говор Асекеевских татар отличается от Матвеевских, хотя конечно под влиянием единого информационного поля (обучение татарскому языку по одним и тем же учебникам и т.п.) эти различия стираются. Но все равно даже на слух отличия в говоре чувствуются.
Отправлено: 19.04.11 13:11. Заголовок: О д. Мукменево
Мой предки проживали в д. Кашкалаши Благоварского района РБ. По переписи 1816 года в д. Кашкалаши Уфимского уезда 3 мещерякского кантона засвидетельствован юртовый усаул Нигаметулла Салимъявиров ( 1765 г.р., но может отличаться на +- 1 год), а по переписи 1834 года он стал Нигаметулла Мукменев ( в наши дни фамилия - Мукминов ). д. Кашкалаши была образована во второй половине 18 века, на землях Каршинской волости, изъятых указом в 1734-1736 годах. Может ли д. Мукменево как-то связана с моим предком Нигаметуллой Мукменевым ?
Пост N: 582
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг:
5
Отправлено: 19.04.11 18:25. Заголовок: Боюсь, что мало кто ..
Боюсь, что мало кто сможет ответить. Попробую я. :)
Сложно сказать. Я не специалист, но обратил внимание на такое: ранее, в 17-18 веках (возможно и еще ранее, возможно и позже), в различных документах (договорах, судебных делах, различных грамотах и т.п.) татар (башкир) называют по имени и фамилии. Но в качестве фамилии использовалось имя отца. Таким образом у отца была одна фамилия, у сына - другая и т.д. Позднее, я не знаю в какие годы, фамилия стала уже как-бы родовой, неизменной и уже переходила от отца к сыну и далее. Возможно поэтому фамилия твоего предка изменилась. Возможно ошибочно так написали,а потом так и пошло... Ведь даже в современное время иногда бывают ошибки в документах. Еще возможно, что ты видел документы разных людей с одинаковым именем... Чтобы разобраться, думаю, необходимы еще какие-то документы. По поводу названия деревни. Как написано в рассказе, присланном Гимадеевым Саидом (http://asekeevo.narod.ru/istmukm.htm<\/u><\/a> ), село Мукменево основал Мукмен (1740г.р.), сын Кулшарипа. Правда я не знаю насколько эти данные верные. По датам он вполне мог быть отцом твоего предка, но ведь жили они в разных местах..
Отправлено: 20.04.11 05:42. Заголовок: По ревизским сказкам..
По ревизским сказкам 1816 и 1834 годов это точно один и тот же человек. Совпадают и годы рождения и состав семьи Нигаметуллы. Уточненный год рождения только 1768-1769. Не могу продвинуться дальше в поиске по Салимьявиру ( скорее всего имя отца Нигаметуллы) , так как не нашел ревизской сказки по д. Кашкалаши за 1795 год. По ревизским сказкам 1850 и 1859 годов Нигаметулла тоже под фамилией Мукменев ( зауряд есаул). У него сын Зямгурь тоже с фамилией Мукменев, остальные сыновья записаны " Нигаметуллины сыновья". Но почему и откуда взялась фамилия Мукменев, а не Салимьявиров мне так и не понятно .
Уважаемые форумчане, у меня вопрос ко всем, а в каком из архивов Оренбургской области можно найти сведения о проживавших в селе Старомукменево до 1930 года, а ещё лучше до революции. Я имею ввиду метрические книги, какие-то документы(сохранившиеся) по конкретным фамилиям? Мои предки проживвали в этом селе, но в силу сложившихся исторических процессов стали переселенцами и уже больше никогда наша семья не жила в Оренбургской губернии.
Пост N: 623
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг:
5
Отправлено: 30.08.12 09:23. Заголовок: Не так давно заведую..
Не так давно заведующая Асекеевским архивом Абдуллина Мадина, которая родом из с. Султангулово, ездила в Самарский Государственный архив по своим архивным делам. Заодно она там нашла, как она говорила, и какие-то материалы по своим султангуловским предкам. Но что конкретно нашла, не знаю...
Пост N: 627
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг:
5
Отправлено: 06.01.13 13:07. Заголовок: На сайте в разделе &..
На сайте в разделе "История" появилась новая статья по истории села Старо-Мукменево, написанная в 1958г. учеником 10 класса Зуфаром Бикташевым - http://asekeevo.narod.ru/s-mukm.htm
Все даты в формате GMT
0 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет