On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Добро пожаловать на форум с. Асекеево и Асекеевского района Оренбургской обл. Чтобы вы могли общаться и писать на форуме, пожалуйста, регистрируйтесь.

АвторСообщение
администратор




Пост N: 12
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: Тольятти
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.06 06:00. Заголовок: Пишем историю


Зачастую невозможно найти, почитать историю возникновения многих сел, деревень, а иногда и некоторых городов. Нет даже истории ближайших лет: до революции, после нее... Пока еще живы старожилы, можно сохранить хоть какую-то частицу истории родного села. Займитесь этим. Расспрашивайте старожилов, пожилых односельчан, своих родителей и родных. Возможно сохранились какие-то рассказы, легенды их родителей, их бабушек и дедушек. Записывайте эти рассказы. Возможно когда-то, в далеком будущем вас за это, с благодарностью, будут вспоминать ваши односельчане...
Те истории некоторых сел, которые есть на сайте, были написаны в 1950-х годах учениками АСШ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 57 , стр: 1 2 3 All [только новые]


администратор




Пост N: 527
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.10 19:24. Заголовок: Талгат Шагманов, жур..


Талгат Шагманов, журналист из Башкортостана, прислал вот такой текст (он ниже).
Я не совсем разобрался...
Не понятно что означают степени с I по VIII (похоже, что "степень" - это "поколение") и что означают цифры начиная от 2:1 до 48:37...
Понятно только, что речь идет о жителе с. Мукменево, который является родственником жителей Тамьянской волости в Башкирии. О том, что село Тамьян основали выходцы из Башкирии говорится и в "Легенде о возникновении сел Старомукменево и Старокульшарипово" (во второй версии образования с. Тамьян (Мукменево) ) - http://asekeevo.narod.ru/mukmen.htm -
"возникновения села Мукменева или Тамиана. Дело в том, что Мукменево в народе называют Тамиан (Тамьян). В Башкирии, в Туймазинском районе есть озеро Тамиан, около озера расположено большое татарское село. Не исключено что наши предки переехали из этой местности в 1725-1730 годах. Переехавшие татарские семьи обосновались в двух местах - в селе Мукменево и Кульшарипово.
Название "Тамиан" документально не оформлено и, надо сказать, почти потеряно. Но не только сельчане, но и жители соседних деревень почти всегда больше употребляют в разговоре слово "Тамиан", чем "Мукменево". Даже когда сельчане отделились и построили новое поселение, дали ему название Новый Тамиан.
Утверждать, что Тамиан и Мукменево одно и то же село, было бы неправильно., потому что раньше село было расположено севернее, на расстоянии 5-6 км. от села Мукменево. Со временем люди стали переселяться по ряду причин в другие места. Деревня Тамиан впоследствии исчезла, лишь осталось одно название. На месте деревни раскинулось поле, которое сейчас называют "Авыл урыны", т.е месторасположение первой деревни-Тамиан...
"

Письмо о кровном родстве башкир Тамъянской волости 9-го кантона Стерлитамакского уезда и башкира аула Муъмин Бугурусланского уезда Валида, сына Муъмина, написанное Элемгуджой, сыном Давлеткуджи, и скопированное Габдулхаком, сыном имама Габдулкадира, аль-Маджиди.
Родословная от Шагали до Джумагуджи.

Родословное письмо башкир Тамьянской волости. Шагали, сын Шакмана, - потомственный князь, тархан
1 Шагали
I степень
2:1 Буралы
3:1 Бураш

II степень
4:2 Тукмайрук
5:3 Бикей
6:3 Янгабирде

III степень
7:4 Аксары
8:5 Кильмет
9:6 Хужамбирди
10:6 Ильчюкей

IV степень
11:7 Ногай
12:8 Дусмухаммед
13:9 Чувашай
14:10 Кулакей

V степень
15:11 Балтач
16:12 Кулшариф
17:13 Суяр
18:14 Мукач
19:14 Атекей

VI степень
20:15 Тюкян
21:16 Муъмин
22:16 Мухсин
23:16 Мустафа
24:17 Кюкяш
25:17 Муса
26:18 Качкын
27:19 Давлеткуджа

VII степень
28:20 Казакбай
29:21 Габдурахман
30:21 Курбангали
31:21 Хисаметдин
32:21 Валид
33:22 Муратбакый
34:22 Муслим
35:23 Шамсетдин
36:23 Нигматулла
37:24 Аккуджа
38:25 Гумар
39:26 Нугман
40:27 Элимгуджа

VIII степень
41:31 Ильяс
42:31 Губайд
43:32 Исхак
44:32 Габдулмаджид
45:32 Габдулваггаб
46:33 Габдулжаббар
47:35 Мифтахетдин
48:37 Джумагужа

Башкиры Тамьянской волости 9-го башкирского кантона являются родственниками башкиру аула Муъмин Бугурусланского округа Валиду, сыну Муъмина.

Команды Джумагуджи,сына Аккуджи, старшины Тамьянской волости, состоящей в ведомстве 9-го башкирского кантона Стерлитамакского уезда мы, поименованные ниже башкиры, чьи имена записаны в сем родословном письме.
Аула Муъмин Бугурусланского округа, что по течению Кинели, башкиру Валиду, сыну Муъмина. с его спутниками мы являемся родственниками, в подтверждение чего мы, тамьянские родственники, приложилисвои руки. Неумеющие приложить руку из нас приложили тамги наши.
Первым аула Тюкан Казакбай, сын Тюкяна, приложил я свою тамгу.
Еркей, сын Хасана, приложил я свою тамгу.
И также аула Муса Гумер, сын Мусы, приложил я свою тамгу.
Илькеней, сынТеляумбета, приложил я свою тамгу.
Уткян, сын Ишбулата, руку я приложил.
Арсланбай,сын Бустыбая, приложил я свою тамгу.
Джиянсур, сын Габдуллы, приложил я свою тамгу.
Дауд, сын Исхака, приложил я свою тамгу.
Аула Тюляк Иманлык, сын Уртмяя, приложил я свою тамгу.
Чинкей, сын Курмана, приложил я свою тамгу.
Кансюяр, сын Карагула, приложил я своютамгу.
Аула Мукач мударрис Элимгуджа, сын Давлеткуджи: руку приложил.
В подтверждение сего башкирского родословного письма юртовой старшина Джумагуджа, сын Аккуджи, на место подписи приложил я свою тамгу.

По просьбе поименованных выше стариков указный мударрис Элимгуджа, сын Давлеткуджи, руку приложил.
Место печати.
1809-го года ноября 23-го дня.
Имя переписчика Габдулхака, сына Габдулкадира и дата переписки.
Старый списокпереписал я, Габдулхак аль-Маджиди, сын имама Габдулкадира.
1902 год, 1 февраля.

"Башкирские шежере" /Уфа, 2002 г., стр.129-134./


Но вот являются ли основатели с. Мукменево этническими башкирами или они были все же татарами, представителями сословия "башкир" - неизвестно... Кое-что о сословиях башкир и пр. можно почитать на http://tatarica.narod.ru/history/tarih/nogai.htm или на http://kitap.net.ru/akhmetzianov.php - здесь говорится и о некоторых родословных (шежере), которые одни считают башкирскими, другие - татарскими...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 19.01.12
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.12 23:58. Заголовок: Здравствуйте, сначал..


Здравствуйте, сначала представлюсь. Меня зовут Асхат Каримов. В принципе к Асекееву не имею отношения, просто сам начал интересоваться родным селом (с.Камышла, Самарская обл.) и другими селами. Из вышеназванных сел был только в Гали аулы (Алькино) на свадьбе дяди.

Yalgiz Bure пишет:

 цитата:
Не понятно что означают степени с I по VIII (похоже, что "степень" - это "поколение") и что означают цифры начиная от 2:1 до 48:37...



Вы, наверное, уже разобрались что это означает, но, все же, для вновьприбывших посетителей этого сайта поясню: как Вы правильно сказали степени с I по VIII означают поколения. Только не понятно почему там в качестве I поколения указан не Шагали, а его сыновья Буралы и Бураш (и, соответственно, указано, что 8 поколений, а не 9). Цифры же показывают номер потомка и его отца, т.е. 2:1, 3:1 - Буралы и Бураш сыновья Шигали; у Буралы был сын Тукмайрук, а у Бураша два сына: Бикей и Янгабирде и т.д.

Меня интересует такой вопрос есть ли на кладбищах Асекеево или Старомукменово надгробные плиты с тамгами? Они очень о многом могут сказать в плане истории сел. Например, как я понял, в Старомукменово был род Тамьян, а были ли другие рода? Например я перерисовал тамги в с.Камышла и отправил их Айрату Тухватуллину - он указал, что это тамги родов: Урдач би (5 штук), Тамьян би (1), жагалбай - Борджан би (1).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 601
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.12 05:00. Заголовок: Каримов А.Р. пишет: ..


Каримов А.Р. пишет:

 цитата:
Меня интересует такой вопрос есть ли на кладбищах Асекеево или Старомукменово надгробные плиты с тамгами?



С обозначениями разобрался...
Асхат, сейчас, к сожалению, в Асекеево нет старого кладбища.
Рядом с этим бывшим кладбищем, на месте клуба (бывшей мечети) примерно в 1979г. построили школу.
А прилегающую территорию, на которой находилось это старое кладбище, разровняли...
Как я слышал, намогильные камни, сделанные из песчанника и даже кости куда-то вывезли.
В Асекеево существует еще одно старое кладбище, но там захоронения с начала 20 века.
Насчет Старомукменево и др. ближайших старинных татарских сел информации у меня нет.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Зарегистрирован: 19.01.12
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.12 09:54. Заголовок: Yalgiz Bure пишет: ..


Yalgiz Bure пишет:

 цитата:
Рядом с этим бывшим кладбищем, на месте клуба (бывшей мечети) примерно в 1979г. построили школу



Знакомая ситуация. У нас, в с.Камышла, прямо на месте старинного кладбища построили школу и от него ничего не осталось. Второе старое кладбище (нач.ХХ века), в котором я с горем пополам нашел несколько надгробий, тоже фактически уничтожили - распахали тракторами (зачем - непонятно, ничего там не построили).

Yalgiz Bure пишет:

 цитата:
В Асекеево существует еще одно старое кладбище, но там захоронения с начала 20 века.



Это, наверное, не к Вам обращение (т.к. Вы редко бываете в с.Асекеево), а к жителем села интересующиеся историей. Я нашел надгробные тамги именно на кладбище нач.ХХ века, так что имеет смысл обследовать это кладбище. Вплоть до 1930-40-х гг. на татарских могилах тамги ставили.

И еще у меня есть просьба к тем кто имеет доступ к Оренбургской областной библитеке. Как я понял существуют книга "Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии, сочинение тайного советника Иосифа Дебу, г. Москва, 1837г." - может быть там есть несколько слов об этническом составе населения. Или аналоги самарских старых книг "Списков населенных мест..." за различные годы по Оренбургской губернии. Может там есть пару строк по деревням т.н. "сокских татар" Бугурусланского уезда: с.Камышла, Ермаково, Балыклы, Байтуган и др? До 1851 эта территория была в составе Оренбургской губернии, население, скорее всего, проходит большей частью как "башкиры"(в кавычки взял т.к. в нашей деревни никаких этнических башкир не знают и с ними себя не ассоциируют) и тептяри.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 52
Зарегистрирован: 26.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.10 03:40. Заголовок: А я слышал, что в..


А я слышал, что в Старомукменево было большое медресе, которое называлось «Тамьян». И шакирды отправляясь в это село учиться говорили : Тамьянга барам. Вот и закрепилось название.
Мой дед жил в Старомукменево и переселился он из Бугуруслана. Это было в девятнадцатом веке. Поэтому его называли мещан Фатах, то есть мещанин, житель города. Дед был древний. У деда с бабушкой моя мама появилась в 1927 году, когда ему было уже за 60 лет. Говорили, что он первый в село привез самовар и керосиновую лампу. За что был избит. Люди не понимали, как это в воду кладут уголь. Моя тетя, бабушки (у Фаттаха было две жены) легко читали Коран, так как учились в том медресе.
Ренат, и ваш отец кажется из Бугуруслана, и он как то говорил про это медресе Тамьян.
И еще, если анализировать говор, то мукменевцы и коренные асекеевцы говорят одинаково. Схожи произношения слов у Султангуловцев и Кульшариповцев. У Кутлуевцев (Карамал) говор совсем другой.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 528
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.10 08:20. Заголовок: Отец из Алькино, так..


Отец из Алькино, так что мои корни оттуда.
Алькино от Бугуруслана не очень далеко...
Отец работал в Оренбургском тат. педтехникуме, в 1935 г. техникум перевели в Бугуруслан.
Похоже его собирались вообще закрыть и отец с сентября 1936 г. стал работать в Асекеевской школе.
Я слышал, что кутлуевцы и внешне немного отличаются.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 04.07.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.10 08:10. Заголовок: Дорогие жители села ..


Дорогие жители села Старомукменово!
Обращается вам с просьбой из города Кумертау журналист Талгат Гиндуллович Шагманов. Я шежере вашей деревни прислал Ренату Сафи, и он разместил его здесь. Я ему очень благодарен за это. Аллаhы Тагала уга озон гомер, исанлек-саулык бирсен.
Оказывается, в вашей деревне жили и живут не только мои сородичи, но и были даже однофамильцы из нашего рода. Сегодня кто-нибудь носит ли фамилию Шагали Шагмана - башкирского князя племени Тамьян - мне пока неизвестно. Но я нашел в интернете следующее информацию:
"СПИСКИ ЖЕРТВ.
Источник: Сведения ДКНБ РК по г. Алматы. Шагманова Халима Ахметшановна. Родилась в 1893г.
Проживала: Оренбургская область, Асекеевский район, дер. Ст.Мукменово. Приговорена: в 1930г."
Я в 2007 году выпустил книгу под названием "Потомки Шагали Шагмана". Вот на днях из Москвы получил письмо следующего содержания:
"Уважаемый Талгат!
Пишет вам Шагманов Ришат Сагитович. Мы с вами носим одну фамилию, и очевидно, имеем общих предков. К сожалению, я плохо знаю историю своего рода, так как мой отец - Сагит Абдрахманович Шагманов умер и связь с его родственниками давно прервана. Помню, что в раннем детстве отец говорил, что мой дед - Абдрахман Шагманов был человеком древнего и уважаемого рода. Дед был лекарем и муллой, был репрессирован и погиб в начале 30-х годов 20-го века. Возможно, в то время он жил в районе города Бугуруслана.
Вырос я в городе Салавате. В 1970 году уехал учиться в Москву, закончил Московский физико-технический институт. С тех пор живу в Москве.
Случайно я узнал, что Вы занимаетесь изучением истории рода Шагмановых и написали об этом книгу. Примите по этому поводу мое уважение и восхищение. У меня подрастает сын, которому я, к сожалению, не могу рассказать историю своих предков. Прошу Вас, по возможности, выслать на мой адрес экземпляр Вашей книги.
Кроме того, может быть, у Вас есть сведения о той ветви рода Шагмановых, к которой принадлежал мой дед?"
На последний вопрос, я думаю, могут ответить только жители деревень Старомукменово, Новомукменово, Кульшарипово и Новокульшарипово. Действительно, человек нуждается в духовной помощи и ему надо помочь. Если вы имеете какие-нибудь сведения, то разместите, пожалуйста, на этом форуме.
Заранее благодарен вам.
Барыгызга ла исанлык-саулык, кунел тынычлыгы, именлек телайым.
Талгат Шагманов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Зарегистрирован: 04.07.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.10 09:07. Заголовок: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕ..



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ДЕРЕВЕНЬ АСЕКЕЕВСКОГО РАЙОНА:

1. По 7-ой ревизии 1816 года (Государственный архив Оренбургской области, Фонд 98, Опись 2, Дело 33) в Бугурусланском уезде Оренбургской губернии проживал 1267 башкир в башкирских деревнях Кыпчаксой волости: Тарханово, Асекеево, Айлино, Султангулова, Кулшарипово и в Бузулукском уезде деревни Ахмерова.
По 8-ой ревизии по ведомостям башкирских кантонных начальников о численности и социально-экономическом положении населения по деревням в середине 19-го века в Кипчакской волости Бугурусланского уезда проживал 1993 и в Кипчакской волости Бугурусланского уезда 266 башкир.

2. Дан КИНЕЛЬСКИЙ

Дан Кинельский (Настоящий Идрисов Абдулла Махмутзянович) родился 15 декабря 1896 года в деревне Старокульшарипово Бугрусланского уезда Оренбургской губернии в семье муллы. Отец его родом из соседней деревни Тарханово - башкир племени Кыпсак. Махмутян работал имам-хатипом во второй мехелле деревни Старокульшарипово.
Абдулла Идрисов - Дан Кинельский сначала учился в сельской приходской школе, потом в 1912 году окончил медресе в Минушевых (Манашевых) в городе Самара, Уфимский учительский институт (1938 г.). В 1912-1915 годах работал работал заведующем приходской школой в деревне Старомукминово Бугурусланского уезда Самарской губернии. С 1 января начинает работать учителем и заведующим школы в родной деревне отца Тарханово. С 1918 года учитель в сельских школах Арханггельской и Оренбургской областей. В 1930-1956 г.г. - в дд Расмикеево, Казаяк, Улу-Теляк Иглинского района Башкортостана. Скончался в 5 ноябры 1982 года в деревне Расмикеево Иглинского района, похоронен в деревне Старые Киешки Кармаскалинского района Башкортостана.
Дан Кинельский - Заслуженный учитель Республики Башкортостан (1949 г.), отличник народного образования РСФСР (1956 г.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1949 г.).
Дан Кинельский первым из башкир перевел Коран с арабского на башкирский литературный язык и за это посмертно в 1994 году стал лауреатом Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 54
Зарегистрирован: 26.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.10 11:50. Заголовок: Верно, говорят ..


Верно, говорят – если сам не будешь, то за тебя это сделают другие, но по своему…
Истории Асекеева и других сел по большому счету никому не нужны. Чтобы заниматься этим, нужны время, а главное – деньги. Да деньги. Ездить, искать, находить нужных людей с широким доступом в архивы, договариваться, чтобы провели исследовательскую работу, стимулировать…
Не хотим этого? Вот вам готовый вариант истории, но другой. И будем мы башкирами.
Не хотим этого? Вот вам мордовский вариант происхождения сел в изложении Попова (есть на этом сайте)..


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Зарегистрирован: 02.01.12
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.12 19:06. Заголовок: Фарит пишет: Как..


Фарит пишет:
[quote]`

Какая нужна помощ по архивам?Насчет башкир-не волнуйтесь-это сослови тех же татар.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 535
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.10 13:08. Заголовок: Фарит, "ревизии&..


Фарит, "ревизии" - это официальные документы, на записи в них ориентируются историки, исследователи... Не доверять им нельзя.
Только вот что в них имелось в виду под названием башкир в те времена...?
В книге "Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии", сочинение тайного советника Иосифа Дебу, г. Москва, 1837г. тоже есть данные о численном составе населения. В состав Оренбургской губернии в то время входили современные Пермская и Челябинская обл, Башкирия и собственно Оренбургская обл., часть Казанской и Самарской губерний. В этой книге есть описание (небольшое) Бугурусланского и Бузулукского уездов.
При описании населения губернии в книге написано и о татарах, но приводя данные о численном составе населения уездов и городов - слова "татары" там нет. Есть башкирцы, тептяри, мещеряки... татар нет. Так что вопросы есть...
Если захочешь почитать эту книгу - http://narod.ru/disk/22594220000/statisticheskoe_opisanie_orenburgskoy_gubernii.pdf.html<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 536
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.10 15:23. Заголовок: В своей книге Дебу п..


В своей книге Дебу пишет:
"...Въ 1763 году, когда Мещеряцкой Мулла Батырша Алеевъ произвелъ между Башкирцами возмущеніе..."
Кем по национальности считать Батыршу? Возможно он из мишар, но в Башкирии его считают башкиром.
Или вот, например, в книге приведен состав населения в г. Бугульме:
"...Тептярей и Бобылей - 6314,
Башкирцевъ - 2652,
Каракалпаковъ - 3,
новокрещенъ - 4..."
Видимо тептяре тогда - это современные татары сейчас.
А вот в то же самое в Бугурусланском уезде:
"...Тешпярей и Бобылей - 1768,
Башкнрцовъ - 615..."
Интересно а как в то время отличали людей? Ведь документов (паспортов) у них не было...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 10.08.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.10 11:56. Заголовок: ребята, подскажите, ..


ребята, подскажите, в документах из военных архивов встретил упоминания села Ямовка Асекеевского района еще тогда Чкаловской области. Кто-нибудь зннает что об этом селе? Куда оно пропало, или как переименовали?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Зарегистрирован: 22.02.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.11 13:02. Заголовок: Хаерле кен хермятле ..


Хаерле кен хермятле форумчелар! Я являюсь прямым потомком Махмутзяна Идрисова - отца Дана Кинельского (Абдуллы Идрисова) Д. Кинельский приходился сводным братом по отцу моей прабабушке Фатыме. Д. Кинельский оставил после себя рукописную (на печатной машинке) биографию о своей жизни на татарском (башкирском) языке - воспоминания об отце и т.д. В этой биографии также упоминается о предках Идрисовых, о которых Дану рассказывал его отец Махмутзян - названы 5 или 6 имен. Сейчас тетрадь с биографией находится у тети. Может быть кому то будет это интересно. Судьба семьи вообще трагичная: Махмутзяна расстреляли в 1937 г., членов семьи объявили врагами народа. Поэтому Абдулла Идрисов взял себе псевдоним - Дан Кинельский. Сам я также хотел бы восстановить свою шажаре, поэтому буду рад если кто-то поделится какой то информацией. Меня заинтересовала фраза: "Отец его (т.е. - Махмутзян) родом из соседней деревни Тарханово - башкир племени Кыпсак" Да, он действительно был родом оттуда. Но вот откуда информация, что он был из племени Кыпсак?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 569
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.11 16:13. Заголовок: Марат, если это возм..


Марат, если это возможно, пришли мне сканы этих записей. Если есть перевод на русский, можно и на русском.
Если в этих записях есть что-то не для общего доступа, эту часть записей на сканах можно убрать (удалить, замазать).
Думаю эти записи будут интересно многим, тем более, что он наш земляк. Возможно в его записях есть что-то интересное по истории Старокульшарипово и др. сел.
В Инете, практически, нет никакой информации о твоем предке. Откуда Талгат Шагманов взял, что Абдулла Идрисов - башкир племени кипсак (кипчак) не понятно, если даже ты, прочитавший эту рукопись, этого не знаешь.
Можно сказать единственная информация о нем в Инете - это на http://www.bsunet.ru/encikl/kkk/kinelskyi.htm<\/u><\/a>
"КИНЕЛЬСКИЙ Дан [(псевд., наст. ф.и.о. Идрисов Абдулла Махмутзянович), 15.12. 1896, с.Ст.Кульшарипово Бугурусланского у. Оренб. губ., ныне Алексеевского р-на Оренб. обл., - 1983, д.Расмикеево Иглинского р-на БАССР], педагог. Отл. нар. образования РСФСР (1956), засл. учитель школы БАССР (1949). Окончил медресе Мунушевых в г.Самаре (1912), двухгодич. учит. ин-т в Уфе (1938). В 1912-15 зав. Старомукминовской сельской приходской школой Бугурусланского у. Самарской губернии. С 1918 учительствовал в Оренб., Архангельской областях. В 1930-56 работал в школах дд. Расмикеево, Казаяк, Улу-Теляк Иглинского р-на БАССР. В 60-70 гг. К. переводил Коран на башкирский язык, за что в 1994 удостоен звания лауреата Гос. пр. им. Салавата Юлаева (посм.). Награжден орд. Труд. Кр. Знамени (1949)."
Информация эта представлена (уже довольно давно) на башкирском сайте. Но там даже Асекеевский р-н. написан с ошибкой...
На
http://lists.memo.ru/index9.htm<\/u><\/a> :
"Идрисов Махмут
Родился в 1886 г. служитель религиозного культа. Проживал: Асекеевский р-н, с. Тархан.
Приговорен: тройка при УНКВД по Оренб. обл. 16 сентября 1937 г.
Приговор: ВМН Реабилитирован 5 июня 1989 г.
Источник: Книга памяти Оренбургской обл.
"
Получается отец Абдуллы 1886г.р., а сам Абдулла - 1896г.р. Между ними разница в 10 лет???
Вот что сегодня мне написал Гимадеев Саид, бывший житель с. Мукменева (Тамьян): "...ценным,считаю рассказ Шагманова Сагит бабая, который умер несколько лет назад в нашем городе. Он является потомком племени Тамьян, они выходцы из тогдашней Оренбургской губернии. После образования Уфимской губернии их предки остались там. В Старомукменево и Старокульшарипове всегда их считали башкирами, однако он мне рассказывал, что все тамьянское племя были татарами."
И еще, выше я приводил часть письма кандидата исторических наук из Казани Айрата Тухватуллина. Приведу еще раз: "...Что касается Асекеево, Исхаков однозначно сказал что это век 18, как и все остальные татарские деревни по трактам, тем более эти земли были тарханными владениями старшин, помогавших подавлять восстания башкир и отражавшие набеги мелких остатков ногайских кланов. По-моему, недалеко от Асекеево или в районе есть даже небольшое село Тарханы. Затем они стали центрами ямских станций..."
Так что, вполне вероятно, что жители Тархан не были башкирами.
И утверждения, что Дан Кинельский - башкир могут быть ошибочными...
А что ты сам думаешь по этому поводу? И было ли написано что-то подобное в его автобиографических записях?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Зарегистрирован: 22.02.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.11 22:09. Заголовок: Эти записи я читал о..


Эти записи я читал около 2-х лет назад. Они были на татарском (или башкирском) языке. Они сейчас находятся у моей тети в Оренбурге. Тогда она перевела на русский язык практически половину. О том кем он себя считает - татаром или башкиром, я не помню. Но работал он в Башкирии и по-видимому писал на башкирском. Хотя тетя переводила с татарским словарем. Но вот точно помню, что он писал о том, что Мазмутзян-бабай интересовался политикой и выписывал журналы из Казани, повидимому на татарском языке. Там подробно описывается жизнь семьи до революции. Я успел дочитать примерно до 1916 г. Вообще была такая идея: перевести рукопись и сделать ее в виде "семейной" книги, отпечатать в нескольких экземпляров и раздать родственникам. Записи на руки я взять не смогу. Это семейная реликвия. За пределы квартиры, думаю тетя, мне не даст вынести сканировать. Но вот довести дело "до ума" - издать полноценную книгу - перевод на русский язык его биографии, я думаю будет вполне реально. В следующем месяце, алла бирса, я собираюсь съездить к ней и обговорить это. Что касается, не стыковок в годах рождения 1886 г. и 1896 г., то не верно указана дата Махмутзян-бабая, т.к. Абдулла (Дан Кинельский) примерно в 1910-1915 г.г. (точно не могу сказать) поехал учиться в Оренбург в медрессе "Хусаинию" Точнее сбежал от отца. Ребенком этого он сделать не мог. Кстати, у Махмутзян-бабая было несколько жен одновременно. Он жил по-шариату. И дети от разных жен. Одна из них жива - Зайнап-апа, ей уже за 90 лет. Но она в прекрасной памяти, только вот живет в Центральной части России у дочери (кажется, в Кировская область) Вот она много чего, я думаю, может рассказать! Хотел бы к ней съездить. Собираюсь также сходить в архивы Оренбурга. До 1851 г. Бугурусланский уезд к которому относилось Кульшарипово относился к Оренбургской губернии. Может чего-нибудь и найду.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 570
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.11 09:16. Заголовок: По крайней мере до р..


По крайней мере до революции или до 1924г. башкиры писали на старо-татарском, т.е. по-татарски.
Много татар живет в Башкирии, у многих татар родственники живут в Башкирии и, тем не менее, говорят они и пишут по-татарски. Хотя, конечно, Абдулла, долгое время проживая в Башкирии, мог писать и на башкирском. Но я думаю, что он писал на том языке, на котором разговаривал и на котором научился писать в детстве, и вероятнее всего на татарском. Например мой отец, который мог писать по-русски, по-татарски (на латинице и кириллице), до самой смерти переписывался со своей сестрой только на арабском алфавите, на котором он научился писать еще в детстве, в сельском медресе.
Раньше не было такого, как в последнее время. Татары и башкиры были были ближе друг к другу, им нечего было делить. Мой отец, в конце 20-х - начале 30-х годов, учился в Оренбурге в татаро-башкирском пед. институте.
Кстати, мой дядя тоже учился в медресе Хусаиния в Оренбурге и тоже примерно в эти же годы, что и Абдулла. Он на фото крайний справа в нижнем ряду. Посмотри, а Абдуллы здесь нет? Кстати, вот еще одна нестыковка: в посте Талгата Шагманова написано - "в 1912 году окончил медресе Минушевых (Манашевых) в городе Самара"



Абдулла Идрисов (Дан Кинельский)


Это правильное решение сохранить эти записи. У меня тоже было такое же желание, но я не могу собрать более полную информацию, пусть и не очень большую. Она еще должна быть...
Сейчас книжку можно сделать самостоятельно на лазерном принтере.

Понятно, что эти записи для вас бесценны. Понимаю тетю, которая боится выноса ее из квартиры. А нет возможности принести туда сканер и на месте отсканировать? Можно, в крайнем случае, сфотографировать, для этого фотоаппарат желательно зафиксировать (в штативе).
Просто я понимаю и боюсь, что когда вы, наконец, сделаете книгу по этим записям, я ее уже никогда не увижу...
У меня уже было подобное, когда один парень из Самары мне написал, что у его тети хранится подшивка листов, написанных его родственником (давно умершим), напечатанных на пишущей машинке, с историей их села (Асекеевского р-на) и самого Асекеевского р-на. Мы с ним даже договорились (не сразу), что он мне даст на время (отсканировать) эти бумаги. Но потом я "потерял" его... И теперь даже не знаю что там было, возможно исторически ценные материалы.
Насчет даты рождения Махмутзян бабая, конечно могут быть ошибки на сайте. Но это маловероятно, т.к. на этом же сайте есть записи о 3-х моих родственниках, у них нет ошибок в датах...
Возможно эта дата была записана со слов самого Махмутзяна.
И последнее. Постарайся не тянуть. Может случиться так, что расспросить будет уже некого...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Зарегистрирован: 22.02.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.11 09:47. Заголовок: На этой фотографии Д..


На этой фотографии Дана Кинельского я узнать не могу, т.к. фотографии его молодых лет я не видел. Видел фото когда он уже был в преклонном возрасте. На счет даты рождения Махмутзян бабая - действительно 1886 г. - это не верная дата рождения. Я общался с одним ученным-историком Д. Денисовым, который издал несколько научных работ по истории заселения Оренбуржья татарами. Вот он я думаю может пролить свет на некоторые вопросы. Спрашивал у него про Махмутзян бабая. Вот, что он мне прислал: "По-видимому, Ваш прадедушка – Идрисов Махмут (Махмутзян) Лук-манович? Родился 2 (14) апреля 1871 г. (Центральный государственный ис-торический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. И-295. Оп. 14. Д. 11. Л. 98 об. - 99). В Книге памяти Оренбургской области ошибочно указан 1886 г. Указом Самарского Губернского Правления от 15 июля 1895 г. № 2685 он был утвержден в должности 1-го муллы, а также в званиях имам-хатыба и мугаллима к строящейся 2-й соборной мечети деревни Старокульшариповой (Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 5870. Л. 115 об. - 116). К ее приходу относилась и деревня Тарханы в 7 верстах, где он впоследствии проживал. По состоянию на апрель 1912 г. семья Махмутзяна Лукмановича Идрисова состояла из 10 человек. В хозяйстве были 2 лошади и 1 корова. В предшествующем 1911 г. посеяны 2 десятины ярового хлеба. Из-за неурожая семья была признана нуждающейся в пособии на продовольствие и получила 25 руб. (ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 2818. Б. п.). 16 сентября 1937 г. Махмут Идрисов приговорен тройкой УНКВД по Оренбургской области к высшей мере наказания. Реабилитирован 5 июня 1989 г. (Книга памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области. — Калуга: Золотая аллея, 1998. — С. 132, № 2183)"
В 1912 г. - Абдулла абый мог учиться в медресе Минушевых (Манашевых) Но он оттуда... сбежал в Хусаинию без разрешения отца, т.к. образование там было более прогрессивным. Я как раз дочитал до того места когда он учился в Хусаинии. Но вот ее он не закончил.
Что касается книги-автобиографии, то я собираюсь как можно скорее заняться ей. Алла бирса, сделаем книгу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 681
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.14 17:06. Заголовок: Marat X пишет: Я о..


Marat X пишет:

 цитата:
Я общался с одним ученным-историком Д. Денисовым, который издал несколько научных работ по истории заселения Оренбуржья татарами. Вот, что он мне прислал: "По-видимому, Ваш прадедушка – Идрисов Махмут (Махмутзян) Лук-манович? Родился 2 (14) апреля 1871 г.



Это он писал более 3-х лет назад...
А вот что я нашел недавно в ревизских сказках за 1850г. по деревне Тарханы (за другие годы ревизских сказок по Тархан не видел):
Идрис Таймасов, 1792г.р., жена Газивафа Нигматуллина
Его дети.
сыновья:
- Лукман, 1828г.р.
- Усман, 1832-1835гг.
- Вилдан, 1844г.р.
дочери:
- Гульнафиса
- Гульзянган
- Гульбагиза
У Лукмана жена Шамсалигия, дочь Гуьфагиза, 1849г.р.
Это тот самый Лукман Идрисов, отец Махмутзяна.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 571
Зарегистрирован: 23.10.06
Откуда: РФ, Тольятти
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.11 10:25. Заголовок: С датой теперь все п..


С датой теперь все понятно. Да, "богатый" был Махмут бабай
Расстреляли его как представителя духовенства. В те годы репрессировали многих и не только представителей духовенства (мусульман, христиан...). Были разрушены церкви, храмы, мечети. Мама рассказывала, что в Пензе взорвали христианский храм. В нашем селе Асекеево мечеть превратили в клуб, в который я ходил в детстве и школьные годы, позднее на этом месте построили школу.
Когда я писал, чтобы не тянул, имел в виду вашу Зәйнәб апу. 90 лет - это очень много, можешь не успеть. Мой отец умер в возрасте 93 года, мать - в 87. В свое время некоторые вещи меня не интересовали, а теперь уже не у кого что-то узнать.
Моя просьба насчет записей Абдуллы остается в силе, мне уже 61, да и здоровье не очень.
Просто может так получиться, что книгу вы сделаете, раздадите родственникам и эта информация, возможно ценная для многих, останется только у вас...
На всякий случай дай свой эл. адрес или напиши на мой: R(точка)Safi(собака)list(точка)ru и я узнаю твой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 57 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  0 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет